Публикации

По случаю выставки в рамках Форума Art Kyiv Contemporary 2014 к изданию готовится каталог работ Taisha 3,14 разных лет

Личность художницы под псевдонимом Taisha 3,14 окутана тайной. Небольшой круг людей знает хотя бы ее настоящее имя. Cвой путь в искусстве она начала совсем недавно, но уже успела получить высокую оценку известных украинских мастеров и экспертов. Ее работы продались на аукционе Рhillips и находятся в частных коллекциях в Украине, России, Германии, США.

Творческий псевдоним Taisha 3,14 выбран не случайно. С детства художница чувствовала, что ей некомфортно жить под именем, которое записано в ее документах. Увлекаясь нумерологией и астрологией, она получила духовное имя. Первая его часть – интерпретация уменьшительно-ласкательного настоящего имени художницы. Вторая часть – число Пи – имеет особое символическое значение. Сущность этого числа, загадочность, бесконечность и абсолютная иррациональность заставляют сравнивать его с самой жизнью. Можно сказать, что число Пи – аллегория Вселенной.

Большая часть жизни художницы связана с Востоком, его культурой и духовными практиками. Это повлияло на ее творчество. Сквозным мотивом ее работ являются надписи на языке хинди и санскрите. Эти надписи – не только орнаментальный фон, как может показаться на первый взгляд. Каждая надпись означает определенный запрет, который преодолевается в сюжете полотна. Большое внимание уделяется внутренней энергии и способам ее выхода наружу. Художница рефлексирует над важностью правильного направления жизненных сил и опасностью удерживания энергии внутри человека.

Колорит полотен напоминает разнообразную палитру Востока: в глаза бросаются солнечный желтый, жаркий оранжево-розовый, пустынный песчано-коричневый. Кроме этого, Taisha 3,14 использует собственную систему знаков и символов, которые имеют сакральный характер. Основным таким символом является сердце, которое встречается в большинстве работ. Это и анатомически правильные изображения, которые могут сопровождаться имитацией кардиограммы; это также и подчеркнуто схематические сердца. В работах художницы неоднократно можно увидеть изображение мотоцикла, что, вероятно, символизирует ее борьбу с собственными страхами. Отдельным элементом стоит выделить паука, который регулярно возникает на полотнах. Это является еще одним способом взглянуть страху в глаза и сделать шаг к его преодолению.

Художница активно использует элементы стрит-арта. На заранее нанесенном фоновом принте она размещает трафаретные изображения и нарочито небрежные надписи – элементы, которые мы привыкли видеть на стенах, а не на полотнах. Некоторые картины имеют расчерченный в клеточку фон, что делает их похожими на географическую карту. Эта игра в инфантильность удивительным образом переплетается с ориентальными мотивами. Вместе все это составляет собственный внутренний мир художницы.

* * *

Работы «Лава» и «Мозг» посвящены потенциальной энергии, которая скрыта в каждом человеке. Художница отмечает важность правильного использования внутренних сил. Она сравнивает их с семенами, которые должны прорасти, или лавой, которая должна вырваться из вулкана. Художница предостерегает: энергия, которая сдерживается внутри или расходуется на стереотипные прихоти общества будет нацелена против самого человека. Если из семени не вырастет цветок, корни разорвут душу изнутри, а вулкан взорвется под давлением лавы. Нехарактерная для творчества художницы красно-черная цветовая гамма указывает на огненную природу человеческой энергии.

* * *

Ключевым мотивом в творчестве Taisha 3,14 является любовь. Почти в каждой работе встречается изображение сердца. Для художницы любовь – не менее экстремальная вещь, чем езда на мотоцикле. И то, и другое для нее – это проверка на мужество. Возможно поэтому сердце и женщина на мотоцикле часто изображены рядом на ее картинах.

* * *

Эмоциональной реакцией художницы на последние события в Украине стала серия объектов, объединенных названием «Побочные реакции». Это предупредительные знаки, которые практически кричат: ПОБЛИЗОСТИ ТАНКИ! Крепления объектов составлены из фрагментов различных рисунков, символизирующих проблему и спровоцированное ею действие. Сверху закреплены настоящие предупредительные знаки, на которых кистью художницы нанесены символы потенциальных побочных явлений и возможной материализации чего-то ужасного:

  • болезнь → требует лекарств → возможны побочные эффекты;
  • неправильный президент → неудовлетворённость → возможна война;
  • жадность → беззаконие → возможна тюрьма;
  • милосердие → тяжкий труд → возможна награда;
  • добро → творить добро → возможна либо благодарность, либо наказание;
  • зло → делать зло → возможно наказание;
  • любовь > брак > возможен развод;
  • желание → стремление → возможно опустошение;
  • духовность → молитвенность → возможно единение с Божественным;
  • медитация → молчание → возможна тишина ума.
     
Автор: Роксолана Макар, искусствовед